Тяга в дымовой трубе печи

Благодаря разряженному воздуху в трубе происходит обмен горячих газов и холодного воздуха. Горячий воздух уходит в атмосферу, холодный же поступает в печь – так работает тяга в дымовой трубе. Одной из характеристик тяги является скорость, с какой продукты сгорания покидают систему дымохода и уходят в дымовую трубу. От этого во многом зависит эффективная работа печи.

Сила тяги в трубе преимущественно обусловлена разницей температур холодного и горячего воздуха. Поэтому зимой, когда разница температур больше, тяга тоже значительно больше.

Также, на силу тяги влияет расположение дымохода относительно конька крыши.

Для нормальной тяги, верхний срез трубы нужно располагать выше конька на 50 см. При этом труба должна быть не ниже 10 ° по отношению к горизонту и выходить максимально близко к коньку.

При размещении трубы в 1,5-3 метрах от конька, верхний срез трубы нужно располагать вровень с коньком. При расположении верхнего среза ниже конька, на тягу будет воздействовать направление ветра.

Верхний срез может располагаться и ниже конька крыши. Такое расположение допускается только тогда, когда расстояние между коньком и  дымоходом более 3 метров. Но самым лучшим вариантов для всех случаев будет расположение дымовой трубы выше всех надстроек дома.

Надо учитывать, что нельзя планировать установку трубы с подветренной стороны дома, чтобы ветер не задувал в трубу. Следствием такого расположения будет обратная тяга и попадание дымовых газов в жилое помещение. Но силу ветра надо непременно учитывать при проектировке печи. Если ветер дует снизу, это улучшает тягу, если сверху – ухудшает. Для уменьшения воздействия ветра на печную тягу, устанавливают специальные ветрозащитные устройства на оголовке дымовой трубы.

Монтаж дымовой трубы над крышей

Дефлектор Вольперта

  • Колпаки – своего рода металлические зонты, плоскости которых скошены;
  • Флюгеры – подвижные приспособления, меняющие положение под воздействием ветра таким образом, чтобы входное отверстие в дымовую трубу закрывалось с подветренной стороны, а с другой стороны открывалось.
  • Дефлекторы – специальные приспособления для обеспечения увеличение тяги с помощью энергии ветра.

Дефлектор, расположенный на дымовой трубе, влияет на силу тяги. Сам дефлектор не только защищает от ветра трубу, но и меняет его направление в сторону благоприятную для улучшения тяги.

Подсос дымовых газов при помощи силы ветра – это принцип работы дефлектора. Чтобы уменьшить воздействие ветра на тягу, можно оголовок дымовой трубы сделать с наклоном по ребрам кладки примерно в 45 °. Попадая на скошенную поверхность, ветер будет направляться вверх, и увлекать за собой выходящие печные газы.

Качество внутренних поверхностей дымоходных каналов оказывает непосредственно влияние на силу тяги. Оно может быть неровным, иметь много дымооборотов и горизонтальных участков, или иметь недостаточную или наоборот чрезмерную величину проходного сечения, излишнюю длину дымохода – перечисленные моменты могут негативно влиять на качество тяги. Проектируя печь и установку трубы, надо стараться уменьшить сопротивление прохождению дымовых газов по трубе.

По внешним признакам можно определить какова сила тяги в печи. При ярком красно пламени, с темными полосами, в печи, тяга недостаточна. Если пламя белого цвета и слышен гул в трубе, это говорить о слишком сильной тяге. Нормальная тяга бывает при цвете пламени золотисто-желтом.

Для регулировки тяги используется поддувальная дверка и дымовые задвижки. Они помогут, если печь функционирует нормально. Если есть проблемы с тягой независимо от дверок и задвижек, то в такой ситуации они не помогут.

После завершения кладки массива печи, установки всех металлических приспособлений, сооружению дают время высохнуть. Сушить можно как принудительным способом, так и естественным. Второй вариант предпочтительней, но занимает больше времени. Примерно две недели необходимо на просушку новой печи. При такой сушке надо открыть все дверки и задвижки. Время от времени надо проверять поверхность печи на наличие влажных пятен на кладке или влаги на вьюшках и дымовой задвижке.

Быстрее можно высушить печь с помощью топки небольшого количества топлива, примерно 20 процентов от необходимого объема для полноценной работы печи. Первый раз печь следует топить минут 20-30 при открытых задвижках и дверках. Вторую и последующие топки уже проводить при закрытой топочной дверке. На каждую последующую топку количество топлива можно увеличивать.

Принудительным способом высушить печь можно в течение недели. Все будет зависеть от конструкции печи. Если сушку производить быстро, то возможно образование трещин в кладке.

По окончании сушки можно проводить пробную топку с нормальным объемом топлива. Первый раз топят 2-3 суток подряд, следя за равномерностью нагрева и отсутствием дыма.